Миссия интенсивной школы (ИШ) – повышение учебной мотивации и образовательных притязаний, мобилизация ресурсов высокомотивированных школьников, развитие метапредметных компетентностей учеников и педагогов.
Финансовые будни
Интенсивная школа «Территория успеха» для одаренных школьников 6–8 классов Лесосибирска была открыта в июне 2018 года, а сейчас ее работа перешла полностью в дистанционный режим. Было принято решение набрать не профильные, а метапредметные отряды, ориентируясь на сложившуюся ситуацию. В этом учебном году к участию в «Территории успеха» были приглашены школы Северо-Енисейского района. Четыре образовательных учреждения, 64 школьника и 9 тьюторов Северо-Енисейского района совместно с 60 школьниками и 14 тьюторами Лесосибирска с 1 по 11 июня погрузились в тему интенсива этого года – «Финансовая грамотность».
Для участников интенсивной школы были созданы равные стартовые условия. Теоретическое и практическое содержание курса было представлено на платформе Google-cайт. Обучение осуществлялось в дистанционном режиме, в формате деловой игры «Финансовые будни». Задачи программы «Финансовые будни»: удовлетворить познавательные потребности участников интенсивной школы в области финансов; способствовать приобретению опыта в сфере финансовых отношений; способствовать развитию финансовой грамотности подростков, а также способов поиска и изучения информации в этой области; развить интересы учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики.
Режим работы ИШ этого года: ежедневно в 9:00 на главной странице портала был активирован новый тематический модуль. Вместе с ребятами тьюторы команды изучали его теоретическое содержание и выполняли предложенные на «рынке идей» задания по теме дня. За каждое выполненное задание команды получали установленное количество «валюты». Главная цель нашего финансового обучения в ИШ – создание собственной индивидуальной или групповой актуальной и инновационной бизнес-идеи. К этому результату мы шли все образовательные дни. 11 июня команды презентовали свою бизнес-идею.
Одна из задач команды – заработать за время работы образовательного пространства ИШ как можно больше «валюты». Ежедневно до вечера принимались работы на «рынке идей». Утром следующего дня заработанная сумма за предыдущий день отображалась в общем рейтинге команд в разделе «бизнес-коллаборация». Можно было заработать «валюту», представляя результаты своих работ на «рынке идей», где предлагались задания, каждое из которых имело свою «цену». Творческие и интеллектуальные «продукты» команд представлены на «демонстрационной площадке» сайта. На связи с командами всегда находились координаторы ИШ, на портале и в паблике в «ВК» также была организована обратная связь.
На созданном портале «Финансовые будни» публиковались ролики, инструкции, материалы по работе на день. В рабочем паблике ВК «Территория успеха» происходила коллаборация участников – знакомство, обсуждения заданий, вопросы, комментарии, объявления и новости дня. Совместно с тьюторами школьники работали над заданиями.
Мнения тьюторов
Оксана Гоголева, тьютор команды «Интенсивные люди», школа № 1: «Это было здорово, интересно! Организаторы создали обстановку, которая позволила учащимся проявить себя, оценить свои силы и возможности при решении нестандартных задач. Каждый участник смог показать себя: кто-то считал расходы и доходы семьи, кто-то рисовал плакат страховой компании, некоторые ребята делали свои первые видеоролики, писали стихи и даже собирали «тревожный чемоданчик» при ЧС. За девять дней интенсива ребята получили огромный опыт и достаточно ценную информацию по финансовой грамотности и, самое главное, завели много новых друзей среди ребят из других школ нашего города и даже Северо-Енисейского района, школы Теи. Интенсив был организован очень четко и эффективно, что позволило получить удовольствие от самого процесса».
Марьям Фахрудинова, участница интенсивной школы «Территория успеха–2020»: «Мне очень понравилось участвовать в этом проекте, я узнала много нового и интересного в сфере финансовой грамотности. Каждый день мы выполняли множество интересных заданий, тестов, а также дистанционно посетили несколько музеев и Центральный банк России, познакомились с ребятами из других школ и городов, монтировали видео, рисовали, сочиняли стихи, делали проекты и многое другое. Приобретенные навыки мне пригодятся в будущем».
Каждое утро на сайт загружался содержательный контент по теме дня; приветствие участникам и краткий анализ прошлого дня. Каждый вечер завершался подведением итогов работы по заданиям (до семи заданий в день), проводилась экспертиза работ, определялись средние командные баллы 13 команд, формировались отчетные табличные формы; происходило рейтингование команд. Реализация девяти модулей осуществлялась в рамках разработанной программы «Финансовые будни».
Ирина Полякова, методист Северо-Енисейского детско-юношеского центра: «Опыт участия в подобном формате обучения у школьников нашего района первый. Поэтому бизнес-предложения первого дня застали нашу команду врасплох. Нужно было срочно самоорганизоваться и мобилизовать все свои способности и возможности, чтобы войти в процесс обучения, который осложнялся еще и перебоями в работе интернета и самой формой обучения и общения – дистанционной. И это нам удалось сделать. Ребятам надолго запомнится такое разнообразие заданий по финансовой грамотности, опыт участия в которых, несомненно, пригодится в будущей жизни. А сколько нового мы узнали о деньгах! Нашим педагогам пришлось стать тьюторами для незнакомых детей, пусть и в WhatsApp, освоить технологии дистанционного интенсивного обучения. Не обошло обучение стороной и родителей. Они стали ассистентами своих детей при видеозаписи роликов для заданий, вспомнили математику при ведении разных расчетов».
Уникальное образовательное пространство
В качестве основных механизмов ИШ были предложены: командный подход, сетевая форма организации взаимодействия образовательных организаций и педагогов, создание формальных и неформальных площадок взаимодействия. Отличительной особенностью данного проекта является то, что системный подход к организации работы, консолидация сил администрации города (в лице отдела образования), методистов городского информационно-методического центра, лучших педагогов Лесосибирска реализуется через сетевую деятельность при помощи интерактивных технологий в сети Интернет.
Новая информационно-образовательная среда помогает осуществлять тьюторское сопровождение одаренных детей не только в реальном, но и виртуальном формате. Современные информационные технологии позволяют персонализировать работу в Сети, подстраивать под себя и использовать ее для своих целей. У интенсивной школы появилась возможность создать уникальное образовательное пространство для взаимодействия с одаренными детьми, педагогами, родителями. Наибольший педагогический интерес вызывает модель взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности, каким образом происходит сетевое взаимодействие педагогов, психологов, администрации школы, учащихся в контексте сопровождения юных дарований.
Интернет-площадка «Территория успеха» стала средой и для передачи информации, и средством связи для сетевого общения. Кроме того, она стала местом, где обучающиеся могли присутствовать постоянно, где они общались, помогали друг другу и действовали совместно. Подобный способ организации информационно-образовательной среды стимулирует самостоятельную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
Результаты впечатляют
В результате реализации проекта школы-участницы перешли на активное использование современной цифровой образовательной среды для участников «Территории успеха»; организаторами ИШ оказана методическая помощь учителям, испытывающим образовательные и метапредметные дефициты по проблеме формирования метапредметных компетенций у участников городской сетевой школы; разработаны и апробированы механизмы взаимодействия членов городской сетевой интенсивной школы «Территория успеха»; разработаны и апробированы новые (авторские) продукты педагогической деятельности; созданы условия для активной, самостоятельной работы высокомотивированных школьников.
Христина Шарабарина, тьютор команды «Волки с Уолл Стрит», школа № 4: «В интенсивной школе все не так, как в обычной. Ребята здесь работают группой в сопровождении тьюторов. Каждый год в интенсивной школе происходит что-то новое. Так произошло и в этом году. «Территория успеха» подготовила работу и материал для учеников по самой современной проблеме – финансовая грамотность. Мне посчастливилось быть тьютором своей команды и помогать проходить непростой этап обучения. Удивительно, как много можно делать всем вместе, даже когда мы друг от друга далеко, как приятно создавать продукты творчества и как сложно бывает решать некоторые современные задачи. Ребята смогли прочувствовать «мир взрослых», углубиться в такие банальные для нас вещи вроде налогов, кредитных процентов, а также частых обманов на почве финансов. Ни для кого не секрет, насколько развито в мире мошенничество. Когда, как ни с детства, учить отличать правду от лжи? В этом тоже помогла интенсивная школа. Дети стали взрослее, умнее. Но, наверное, самое ценное то, что они смогли стать дружнее и отзывчивее. Это огромный результат групповой работы.
Я выражаю благодарность своей команде, участникам из других школ и организаторам за возможность быть с вами и постигать новое. Спасибо за грамотный подход!»
Виктория САПРОНОВА