Кирьянова Н.Е.,
заместитель директора МБУ «МИМЦ» города Лесосибирска
Изменения в социально – экономическом развитии общества, технический прогресс, а также события, связанные с распространением пандемии, затронули все сферы жизни, в том числе и систему образования. Естественно, задача преобразования встала перед городской методической службой как важного поддерживающего процесса в структуре муниципального образования. Сегодня можно говорить только об элементах изменений, но, на наш взгляд, описанные детали могут быть полезными для выстраивания системных изменений.
Как известно, основным механизмом выхода в ситуации пандемии явился переход образовательного процесса в режим он-лайн. Закономерно, что сдвиг в организации методической работы произошел в сторону использования ИКТ-технологий в организации профессиональных коммуникаций и методических мероприятий.
В данной статье будут затронуты несколько аспектов в организации методической работы, позволяющие сохранить ее функции и назначение: сопровождение, поддержка и развитие профессионального потенциала педагогических кадров в системе образования города.
В первую очередь, это сохранение практики профессионального общения в различных профессиональных сообществах, таких как: «Городские предметные методические объединения», «Муниципальные методические кафедры» «Муниципальные методические кластеры», «Региональные инновационные площадки», «Рабочие группы по реализации НП «Образование», «Школа молодого учителя» и др, путем перевода в режим он-лайн общения. На каждый месяц составляется расписание с указанием ссылок на электронную площадку: Zoom, Skype, Webinar и др. https://calendar.yandex.ru/embed/month?embed&layer_ids=4595281&show_date=2021-02-01&tz_id=Asia%2FKrasnoyarsk&uid=53878855
Важное место в организации городской методической работы занимает страничка VK: здесь проходят он-лайн конференции, городские педагогические чтения, городские педагогические советы, информирование о важных событиях в профессиональной среде. Он-лайн мероприятия сопровождаются системой анкетирования, что позволяет оперативно анализировать качество публикуемых материалов, формировать пакеты методических рекомендаций. С содержанием данных мероприятий можно ознакомиться по ссылкам:
Как известно, существенное место в организации методической работы занимает мониторинг по различным направлениям. С этой целью разработаны анкеты на основе Google – формы, в частности, «Анкета молодого учителя», анкеты по мониторингу введения новых предметных концепций по астрономии, химии, физике; др.
https://forms.gle/d3CMtMgBaGQ9hr5k7 Анкета молодого специалиста
https://forms.gle/MBKm2YcgAzDbrmrZ7 Физика
https://forms.gle/Tywsq5V6cb4JWo6e Химия
На наш взгляд, интересным является опыт организации профессионального конкурса «Учитель года – 2021» в режиме он-лайн. Надо отметить, что в системе образования города Лесосибирска уже на протяжении ряда лет сложилась традиция: начало конкурса «Учитель года» открывает муниципальный командный конкурс «Учитель XXI», в котором участвуют команды от каждой школы в составе трех человек. По итогам формируется рейтинг команд и персональный рейтинг. Данный этап конкурса состоял из трех заданий «Профессиональный тест»:
Часть 1 https://docs.google.com/forms/d/1RKV31nus_bI2ERov6sTYfFZKBwoOnRJg0J0A-4OMUYw/edit?usp=sharing
Часть 2 https://forms.gle/Ga6ULcfbMmGD3Z28A,
«Образовательный проект», «ИКТ-компетенции педагога». Данный этап конкурса проводился в режиме Skype; жюри вело наблюдение удаленно, активно общались с участниками конкурса он-лайн. Кроме того, записи конкурсных испытаний размещены на канале МБУ «МИМЦ» видеохостинга YouTube, http://www.mimc.org.ru/ru-RU/uchitel-goda, на сайте МБУ «МИМЦ», доступны любому пользователю, что дало возможность широкой профессиональной общественности быть свидетелями конкурсных испытаний, видеть реакцию и комментарии членов жюри. Включенность в процесс наблюдения за ходом конкурсных испытаний также имеет образовательный эффект.
Следующий этап конкурсных испытаний, в котором приняли первые восемь человек персонального рейтинга предыдущего этапа, был организован в программе Zoom. Участникам предстояло выполнить задания «Методическое объединение», «Фрагмент урока», «Методический кейс» https://forms.gle/oMg3nfhbwzrRTiHw6.
Для удобства и оперативности работы членов жюри оценочные листы оформлены в программе Exсel, что позволяет быстро и объективно подводить итоги конкурсных выступлений участников, формировать протоколы, которые публикуются на сайте МБУ «МИМЦ».
Таким образом, вся конкурсная процедура открыта и прозрачна; конкурсанты получают обратную связь, что способствует совершенствованию рефлексии происходящего.
Последний, финальный этап конкурса проходил в смешанном виде: конкурсное задание «Мастер – класс» было предоставлено в видеозаписи с последующим самоанализом; открытые уроки транслировались в Zoom, члены жюри присутствовали лично. В завершении конкурса состоялась «Дискуссия» по вопросам современного воспитания, которую провела (и это еще одна традиция) с конкурсантами начальник отдела образования администрации города Лесосибирска. Все материалы доступны и являются методическим ресурсом для профессионального сообщества.
Приведенный пример иллюстрирует многообразие возможностей применения ИКТ – технологий в организации методических мероприятий, в т.ч. таких масштабных, как конкурс «Учитель года», и методической работы в целом.
Резюмируя все сказанное, можно сделать вывод: в новых обстоятельствах городская методическая служба обогатилась новыми инструментами взаимодействия и сопровождения педагогических кадров, что, безусловно, положительным образом скажется на ее дальнейшем развитии.
Примечание: содержание тестовых материалов разработано на основе информации, размещённой в сети Интернет и материалов электронной информационной системы «Справочник заместителя директора». Моделирование материала принадлежит автору статьи; оформление в электронный формат принадлежит техническому специалисту учреждения.