Быковская Светлана Александровна
учитель технологии МБОУ «СОШ №6» г.Лесосибирска
Минеева Елена Леонидовна
учитель технологии МБОУ «СОШ №6» г.Лесосибирска
На сегодняшний день в МБОУ «СОШ №6» обучается 1065 чел., из них с ограниченными возможностями здоровья - 143 (13,4%), в том числе дети по нозологическим группам: с задержкой психического развития – 23 чел.; с легкой умственной отсталостью – 105 чел.; с глубокой (умеренной, тяжелой) умственной отсталостью – 20 чел.; с расстройством аутистического спектра – 2 чел.; слабослышащие – 1 чел.; с иными ограничениями здоровья – 7 чел.; с нарушением опорно-двигательного аппарата – 1 чел.
Для данной категории детей с особыми образовательными потребностями была разработана модель инклюзивного образования. Обучающиеся школы разной категории совместно принимают участия в мероприятиях различного уровня. Совместная деятельность всех обучающихся позволяет создать команду единомышленников для участия в различных конкурсах, мероприятиях разного уровня, в том числе детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), которая направлена на создание проектного продукта, сюжетной постановки, историческими и эпохальными событиями. Работая над проектом, дети повышают самооценку и заинтересованность результатами своего труда, развивая чувство прекрасного, бережного отношения и любви к Родине, формируя толерантное восприятие участников проектной деятельности к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ. Практика реализуется в основном общем образовании через внеурочную деятельность, в которой участвуют: обучающиеся, учителя-предметники, классные руководители.
Цель практики: создание условий для развития творческих способностей детей через инклюзивный проект.
Задачи:
- выявить и развить способности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ ( интеллектуальные нарушения);
- создать адаптивную среду, обеспечивающую удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- формировать толерантное восприятие и отношение участников образовательного процесса к различным нарушениям развития детей с ОВЗ;
- создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и под руководством учителя, планируют деятельность и поэтапно достигают намеченный результат (полученный продукт), имеющий практическую значимость;
- формировать художественный и эстетический вкус у детей;
- научить создавать проектный продукт через мотивацию успешности и социализацию его в общество.
Практика реализуется через ИКТ - технологии, технологии обработки различных видов материалов и техник, личностно- ориентированные, поисковые, практико-ориентированное обучение, проектное обучение.
Используем различные методы организации деятельности:
- проблемный (постановка проблемы и поиск решений);
- сюжетно - игровой (использование сюжетов, экспонатов экспозиции для организации деятельности обучающихся);
- проектный (практическое получение продукта).
Основные формы организации образовательной деятельности:
- исследование;
- групповая работа;
- практическая работа;
- представление результатов деятельности в выставках городского и краевого уровня.
Основные формы представления результатов: - презентация результатов деятельности, выставки ДПИ.
Результаты деятельности, которые обеспечивает практика:
- Систематизированы способности обучающихся, в том числе детей с ОВЗ;
- созданы условия, которые позволяют обеспечить и удовлетворить различные потребности ребенка;
- сформированы коммуникативные компетентности и толерантное отношение друг другу;
- -сформированы умения самостоятельно и под руководством учителя поэтапно достигать конечный результат (продукт);
- заложены основы художественного и эстетического восприятия, которые помогают создавать проекты, осознавая их творческую значимость в обществе;
- участие и победы в творческих конкурсах различного уровня.
Результаты измерения образовательной практики:
Мониторинг творческих умений и навыков учащихся, анализ участия детей в групповых проектах и конкурсах различного уровня, фото и видеофиксация, педагогические наблюдениях.
В ходе реализации практики пришлось столкнуться со следующими проблемами и трудностями:
- межличностные отношения участников проектной деятельности;
- недостаточное материально-техническое оснащение;
- неуверенность детей в собственных возможностях и умении общаться.
Данная практика позволяет применять групповой проект во внеурочной деятельности с учащимися с разными возможностями, использовать для организации проектной деятельности не только программный материал, но и разные (возникающих в течении учебного года) потребности, мероприятия (праздники, конкурсы, семинары, конференции, классные часы и т.д.). В такой ситуации проектная деятельность реализует реальные потребности и решает актуальные проблемы.